Родился
10 марта 1926 года в Новосибирске. Отец — Зацепин Сергей Дмитриевич.
Мать — Оксентович Валентина Болеславовна. Супруга — Зацепина
(Третьякова) Светлана Григорьевна, пианистка. Дочь — Зацепина Елена
Александровна (1956 г. рожд.), окончила МГИМО, живет с семьей в
Швейцарии. Внук Александр — выпускник консерватории.
Отец Александра Сергеевича был известным в городе хирургом,
образованным, интеллигентным человеком. Мама работал учительницей
русского языка и литературы.
В доме было много пластинок с классической музыкой. Будущего
композитора родители отдали учиться в музыкальную школу, и несмотря на
то, что частенько ему хотелось позаниматься и другими интересными
делами, он и на пианино играл с удовольствием. А интересных занятий,
кроме музыки, было предостаточно. Это и химия (дома была целая
лаборатория с колбочками и пробирками), и радиотехника (паял, собирал
радиоприемники), и акробатика (сальто вперед и назад выполнял без
проблем), и велосипед (можно было просто погонять с друзьями, а можно
было и прицепиться сзади к грузовику и лихо промчаться по главной улице
Новосибирска — Красному проспекту).
В старших классах Александр Сергеевич окончил курсы киномехаников
(очень пригодилось в будущем) и ...трактористов (летом, счастливый,
работал в колхозе на «железном коне»). Едва научившись играть на
пианино, Зацепин начал сочинять веселые песенки, которые распевал со
своими друзьями. В общеобразовательной школе он тоже учился хорошо, но
примерным поведением не отличался. Его страсть к розыгрышам и шуткам
принималась "на ура" одноклассниками, но не вызывала восторга у
учителей.
Всерьез занимаясь акробатикой, будущий композитор однажды чуть было
не связал свою жизнь с цирком. Втайне от родителей он перестал ходить в
школу и отправился в цирк устраиваться на работу. Однако мама
незадачливого циркача все-таки успела побывать там раньше и уговорила не
брать сына, так как ему, по крайней мере, необходимо окончить школу.
Когда началась Великая Отечественная война, будущий композитор учился
в 8-м классе. Однажды декабрьской ночью к Зацепиным приехал "черный
воронок" и люди из НКВД арестовали отца. А дело было вот в чем. В начале
войны был издан указ: за опоздание на работу — судить. А отец Зацепина
возьми да скажи: "Наконец-то советская власть взялась за лодырей!"
Будучи очень педантичным и ответственным, он не любил прогульщиков и
опаздывающих. Один из знакомых, услышавших эту фразу, донес на "врага
народа"... После ареста следователь спрашивал у арестованного хирурга:
"Выходит, советская власть раньше ничего не делала, раз только сейчас,
по-вашему, взялась за прогульщиков?.."
Отца зверски избивали, заставляя подписать признание, что он
контрреволюционер. В итоге его приговорили к 10 годам без права
переписки...
Окончив школу, Александр поступил в Новосибирский институт инженеров
железнодорожного транспорта, планируя потом перевестись на
радиотехнический факультет в другом городе (в Новосибирске тогда не было
радиотехнического). Однако не питая склонности к математике и слишком
много занимаясь музыкой (в институте научился играть на трубе и
тромбоне), Александр накопил "букет хвостов" и в марте 1945 года был
отчислен из вуза. Его тут же призвали в армию и, как имеющего среднее
образование, направили в Тюменское офицерское пехотное училище. Зацепин
делал попытку убежать на фронт, но его отправили обратно.
А вскоре война закончилась. Получив месячный отпуск и приехав домой в
Новосибирск, Александр Сергеевич освоил аккордеон и кларнет (играл по 6
часов в день). Вернувшись в училище, попросился в музвзвод. Он вовсе не
собирался становиться профессиональным военным. У начальства был выбор —
взять его в музвзвод или в офицерский клуб. В итоге киномеханик Зацепин
оказался нужнее музыканта Зацепина, и его отправили работать в
офицерский клуб, где в выходные он играл на танцах на аккордеоне.
В 1946 году его взяли в Новосибирский армейский ансамбль песни и
пляски. Начались гастроли. Потом — запретили джаз, как вредное
капиталистическое явление, и все оркестры, имеющие к нему отношение,
расформировали. И дирижер сказал Зацепину: "Учись играть на балалайке!
Или пойдешь дослуживать в армию. Другого варианта нет». Александр быстро
освоил балалайку и успешно играл в оркестре…
После демобилизации в 1947 году Зацепина пригласили в Новосибирскую
филармонию, начались гастроли по Сибири. После года работы он решил:
надо готовиться к поступлению в музыкальное училище.
Однажды во время гастролей в Алма-Ате Зацепин пришел подавать
документы в музучилище, но ему сказали: "Идите сразу в консерваторию. С
вашей подготовкой вас примут!"
И его действительно приняли на фортепианное отделение, а на будущий
год — и на композиторское к известному ленинградскому педагогу
профессору Евгению Брусиловскому, оставшемуся в Алма-Ате после эвакуации
во время войны.
Дипломной работой Зацепина стал балет в трех актах "Старик Хоттабыч",
который поставили в Алма-Атинском театре оперы и балета и который потом
долгие годы успешно там шел. В том же 1956 году Зацепин написал музыку к
фильму "Наш милый доктор" режиссера Шакена Айманова. Это был второй
подарок судьбы к окончанию учебы.
Музыку к фильму записывали в Москве с оркестром знаменитого тогда
Виктора Кнушевицкого. Ему понравился молодой композитор, и онсказал ему:
"Что ты сидишь в Алма-Ате, переезжай в Москву!" И в 1958 году,
преодолев массу трудностей с пропиской, Александр Сергеевич купил треть
деревянного домика в районе Перово, который тогда был еще пригородом
столицы, и перевез туда маму, жену и маленькую дочь.
С работой складывалось не очень гладко. Но тут вмешался случай.
Режиссер Леонид Гайдай поссорился с Никитой Богословским, написавшим
музыку к его фильмам "Пес Барбос и необычайный кросс" и "Самогонщики" и
остался без композитора. А Гайдай как раз начинал работу над "Операцией
"Ы" и другими приключениями Шурика"... И тут ему порекомендовали
Зацепина. После некоторых колебаний Леонид Иович согласился.
Так родился блестящий творческий союз Гайдай — Зацепин. К ним присоединился еще один талантливый человек — поэт Леонид Дербенев.
В дальнейшем практически все фильмы Гайдая выходили с музыкой
Александра Сергеевича. Эти картины стали классикой. И "Операция "Ы""
(1965), и "Кавказская пленница" (1967), и "Бриллиантовая рука" (1969), и
"Иван Васильевич меняет профессию" (1973), и "Спортлото-82" (1982)...
"Песенку про медведей", "Песню про зайцев" и "Остров невезения" пела вся
страна. В 1966 году Александр Зацепин стал лауреатом песенного
фестиваля в Болгарии за песню "Легенда о Варне".
К тому времени Александр Сергеевич познакомился с Аллой Пугачевой,
тогда еще никому не известной певицей (ему посоветовал приятель-музыкант
сходить на конкурс художественной самодеятельности — посмотреть
интересную певицу). Зацепин сразу оценил молодое дарование и пригласил
Аллу работать для кино. Это было необыкновенной удачей для любого
исполнителя. Кино открывало путь к успеху. Так появились песни "До
свиданья, лето", "Бубен шамана", "Любовь одна виновата", "Друг друга мы
нашли", "Волшебник-недоучка", "Песенка про меня", "Да...", "Этот мир
придуман не нами", "Что было однажды", "Куда уходит детство?", "Рисуйте,
рисуйте" и другие шлягеры в исполнении Аллы Пугачевой. В 1975-76 годах
Александр Зацепин дважды становился лауреатом международных конкурсов в
США за песни "До свиданья, лето" и "Друг друга мы нашли".
На экраны вышли фильмы "Женщина, которая поет" (1978), "Земля
Санникова" (1973) с музыкой Зацепина. Песня "Есть только миг" из "Земли
Санникова" (ее первым исполнил Олег Анофриев) до сих пор популярна. А
между этими картинами был грандиозный советско-итальянский проект —
фильм Михаила Калатозова "Красная палатка" (1969) о гибели полярной
экспедиции генерала Нобеля, где снимались такие звезды западного кино,
как Шон Коннори и Клаудиа Кардинале. Из наших актеров там снимались
Эдуард Марцевич и Никита Михалков.
В начале 1980-х годов, не меняя гражданства, Зацепин уехал во
Францию. В СССР ему не разрешили работать по очень выгодному контракту с
американской кинокомпанией. Живя же за границей, это можно было
осуществить.
И вот последние почти 20 лет композитор живет на два дома — в Москве и
Париже. В середине 1990-х годов умер его друг и соавтор Леонид
Дербенев. Зацепин остался без своего поэта, с которым работал и дружил
три десятка лет. Умер и великий режиссер Леонид Гайдай.
Теперь Зацепин работает с поэтом Юрием Рогозиным, своим давним
другом. Вместе уже создано более 20 песен, которое записали известные
исполнители. С аншлагом прошли творческие вечера Александра Сергеевича в
ГЦКЗ "Россия" в 2002 году, где принимали участие звезды российской
эстрады и наряду со старыми шлягерами прозвучало 11 песен, написанных в
соавторстве с Юрием Рогозиным.
В творческом багаже композитора 100 фильмов (художественных,
мультипликационных, документальных) и более 300 песен, романсы ("Память
солнцу" на стихи А. Ахматовой, "Ищу спасения" на стихи А. Блока, "Стою
за всех" на стихи В. Маяковского, "Чувства и взгляды" на стихи
неизвестного поэта), мюзиклы "Золотые ключи" (либретто А. Шайкевича, Н.
Олева, А. Рохлина), "Две женщины и зависть" (либретто Н. Доризо),
"Русское Рождество в Париже" (либретто Е. Хорошевцева), музыка к
спектаклям "Изобретательная влюбленная" Лопе де Вега, "Слуга двух
господ" К. Гольдони, "Испанцы" М. Лермонтова, "Доктор философии" Нушича,
"Любовь Ани Березко" Пистоленко, "Джордано Бруно", "Наследники" Нанова,
"Дама-невидимка" Кальдерона, "Чудак" Н. Хикмета, "Битва в пути" Г.
Николаевой. Среди инструментальных произведений композитора — Индийская
сюита (1955) и Сюита на темы народов Азии и Африки для симфонического
оркестра (1964), струнный квартет (1954), три прелюдии для фортепиано
(1958).
Помимо уже упомянутых выше фильмов музыка Зацепина звучит в таких
известных картинах, как "Двенадцать стульев" (1971), "Не может быть!"
(1975), "Капитан Немо" (1974-75), "31 июня" (1978), "За спичками"
(1979), "Петля Ориона" (1980), "Душа" (1980), "Где находится нофелет?"
(1988), "Артистка из Грибова" (1988-89), "Частный детектив, или Операция
"Кооперация"" (1989), "На Дерибасовской хорошая погода, или На
Брайтон-бич опять идут дожди" (1992), "Казус Бэлли" (2002),
мультипликационных фильмах "Фильм, фильм, фильм" (1967), "Ну, погоди!"
(2-я серия, 1971), "Тайна третьей планеты" (1980) и многих других.
Песни Александра Зацепина пели и поют звезды отечественной эстрады —
Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Лариса Долина, Олег Анофриев, Филипп
Киркоров, Николай Расторгуев, Марина Хлебникова, Евгений Осин, Наташа
Королева, Алексей Глызин, Олег Газманов, Валерий Сюткин и многие другие.
Почти все песни, написанные Александром Зацепиным в разные годы,
сразу становились шлягерами. Наряду с теми, о которых уже говорилось,
это — "Надо мной небо синее", "Костер на снегу", "Песенка ни о чем",
"Одиссей", "Все равно ты будешь мой", "Лунная серенада", "Я буду ждать
тебя", "Помоги мне", "Ты слышишь, море", "Полосатая жизнь", "Танго
Остапа Бендера", "Мираж", "Все было", "Кап-кап-кап", "С любовью
встретиться", "Разговор со счастьем", "Ищу тебя", "Звездный мост",
"Любовь нас выбирает", "Мир без любимого", "Дожди" и многие-многие
другие. Песни "Волшебник-недоучка", "Дожди" и "Куда уходит детство?"
были признаны лучшими песнями года московского телевидения
соответственно в 1976, 1999 и 2001 годах.
А.С. Зацепин — Заслуженный деятель искусств России,
член-корреспондент Национальной академии кинематографических искусств и
наук (2002), член Союза композиторов (1956) и Союза кинематографистов
(1957). Награжден медалью "За трудовое отличие".